Прикладные психические качества врача и средства физической культуры для их развития
Развитие и совершенствование прикладных психических качеств врача: внимание, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, волевые качества.
Внимание
- отдельные качества: объем и распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Они формируются при одновременном выполнении нескольких действий.
Упражнения для развития внимания
- бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног, бег под гору между деревьями, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание легкоатлетических снарядов;
- упражнения на координацию движений рук и ног, жонглирование двумя и более мячами, езда на велосипеде по шоссе или в лесу.
Переключение внимания
Упражнения на переключение внимания с объекта на объект, спортивные игры.
Концентрация внимания
Развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.
Устойчивость внимания
Развивается путем выработки волевых качеств и тренировки на выносливость глазодвигательного аппарата.
Оперативное мышление
- упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психических процессов;
- бег под гору между деревьями;
- езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах;
- спортивные игры;
- игра в бадминтон, волейбол, теннис;
- ориентирование на местности;
- игра в блиц-шахматы.
Эмоциональная устойчивость
- упражнения на развитие с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой;
- упражнения на гимнастических снарядах;
- прыжки в глубину, на лыжах, в воду;
- акробатические упражнения;
- бег с горы по сложному маршруту, прыжки на батуте, занятия альпинизмом.
Волевые качества - упражнения на развитие самообладания, выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах тренируют физические упражнения, требующие определенных трудностей.
- инициативность формируется выполнением физических упражнений по личной инициативе, самостоятельное проведение занятий с группой, соревнование на лучший результат, самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях, организация физкультурно-спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
- смелость и решительность достигается упражнениями преодоления чувства боязни и колебаний (бег под крутую гору, соскоки с гимнастических снарядов, прыжки в глубину, в воду), ходьба и бег с закрытыми глазами, упражнение на батуте, игра в регби.[2]
Заключение
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека .[6]