Методика разработки маршрута спортивного похода
Какие важнейшие требования соблюдаются туристами при разработке маршрута спортивного похода?
В целом творческая работа по разработке маршрута спортивного похода аналогична работе по составлению маршрута оздоровительного похода (выбираются пункты старта и финиша, тактическая схема, места локализации биваков и т.д.). Поэтому мы не будем дублировать данную информацию, а остановимся лишь на особенностях разработки маршрута, диктуемых спортивной сущностью похода. Речь, прежде всего, идет о выполнении нормативных требований к маршрутам разных категорий сложности и «спортивной» мотивации участников похода. При разработке маршрута спортивного похода обязательно учитываются следующие требования.
· Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).
· Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.
· Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)
· Маршрут - основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.
· При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).
Дадим краткие пояснения ряду указанных требований, на примере разработки пешеходного или лыжного спортивного маршрута 1-й категории сложности. Классификационные требования к маршрутам туристских походов Вам уже известны (лекция «Понятие туристских походов»). При составлении маршрута следует из числа присутствующих в районе классифицированных участков (КУ) выбрать «набор» КУ необходимой категории трудности (включая как минимум два КУ с категорией трудности, соответствующей к.с. похода). В нашем случае, это означает, что на маршруте участники должны преодолеть два или более КУ 1-й категории трудности, пройти минимум за 6-7 дней 130км.
Как выбрать и «вписать» в маршрут необходимые классифицированные участки?
Наиболее вероятными препятствиями (КУ) в пешеходных и лыжных походах 1-й категории сложности на территории Республики Беларусь являются следующие природные преграды: водные препятствия (переправы через реки, озера, в том числе по льду), локальные и протяженные заболоченные участки, локальные и протяженные участки труднопроходимого леса. Кроме того, характерными препятствиями являются: участки сильнопересеченной (с выраженным рельефом) местности, протяженные участки движения по глубокому снегу, по льду с возможными полыньями и т.д. Ваша задача - пользуясь картой и иными справочными материалами, определить такие участки в выбранном Вами районе проложения маршрута и правильно (логично) «распределить» их по линии движения (вернее планировать линию движения так, чтобы классифицированные участки естественным образом вписались в маршрут похода).
Карта сама по себе указывает Вам расположение лесных массивов с минимумом лесных дорог (вероятные участки сложного ориентирования и движения по азимуту), заболоченные и сильнопересеченные участки местности. Пользуясь картой, Вы найдете в выбранном районе похода идущие в нужном направлении просеки, движение по которым на лыжах в снежную зиму, скорее всего, связано с тяжелым прокладыванием лыжни, преодолением лесных завалов. На карте Вы найдете так же возможные места переправ через реки с указанием нужных параметров их ширины, глубины и скорости течения и т.д.
Как соблюсти требование логичности в построении маршрута?
Спланируйте линию маршрута таким образом, чтобы намеченные КУ органично в нее вписались. К примеру, избегайте ситуаций, когда Вы предполагаете осуществить переправу через реку рядом с указанным на карте мостом; когда Вы намечаете свой азимутальный переход в «паре метров» от идущей в том же направлении дороги; когда Вы планируете двигаться по заболоченному участку вблизи с указанной на карте насыпной дорогой и т.д. Это «придуманные» естественные препятствия. Попытайтесь создать такой маршрут, где движению по КУ будет мало альтернатив. Путь, связанный с преодолением естественных препятствий на данном участке маршрута, должен быть наиболее оптимальным для достижения конечного ориентира дня и всего похода (наименее затратным по времени, преодолеваемому расстоянию) или же вообще единственно возможным. Если Вы планируете на маршруте участки движения по азимуту, то такой участок должен начинаться и заканчиваться ясным ориентиром. Внимание! Не «переборщите» с включением КУ в маршрут. Никто не запрещает Вам, например, использовать попутные проселочные, лесные (но не шоссейные!) дороги для движения; включать в линию маршрута участки безлесной местности, населенные пункты (деревни, хутора) в качестве надежных опорных ориентиров. Помните, что созданный Вами маршрут должен быть проходимым за 6 дней.