Теоретические аспекты методики отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса
В последние годы сборные команды России и ее сильнейшие волейбольные клубы не часто радуют многочисленных болельщиков своими выступлениями на международных соревнованиях. Волейбол, как престижный вид спорта, привлекает в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивные секции, школы, техникумы, ВУЗы большое количество детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, не удается подготовить волейболиста высокого класса. Далекий от желаемого уровень мастерства команд высшей лиги во многом обусловлен просчетами в отборе и построении педагогического процесса у юных волейболистов. Наиболее актуальной для тренеров остается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу. До недавнего времени повышения спортивного мастерства стремились добиться главным образом за счет увеличения продолжительных занятий, количества их в неделю, организации продолжительных учебно-тренировочных сборов, но при этом не учитывается содержание и качество занятий, а также мало внимания уделяется личностным особенностям детей, которые занимаются данным видом спорта.
Подготовка волейболиста – процесс многолетний. Начинать ее нужно с 10-12 лет, в противном случае теряется основной смысл подготовки. В этих условиях первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий волейболом. Особенно остра проблема определения способностей к спортивной деятельности у детей 10-12 лет. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются, поэтому работа по спортивной ориентации школьников имеет более широкое значение.
Простым увеличением количества выполнения технических приемов и продолжительности игры сейчас больших результатов достигнуть нельзя. Залог успешной подготовки волейболистов – умелый и правильный отбор детей для занятия волейболом в ДЮСШ, а также учет их возрастных психических особенностей в этом процессе. Совершенное овладение навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня развития способностей (как общих, так и специальных).
Объект исследования:
учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся волейболом.
Предмет исследования:
методика отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса.
Цель
: совершенствовать программу отбора детей, занимающихся волейболом.
Рабочая гипотеза:
в основе данного исследования лежит предположение о том,
что разработанная нами программа эффективного отбора детей в секцию волейбола является предпосылкой успешной подготовки волейболистов высокого класса игры.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и определить, какие показатели должны использоваться на начальном этапе отбора.
2. Разработать программу оптимально эффективного отбора детей занимающихся волейболом.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанной нами программы.
Методы исследования:
анализ литературы по проблеме исследования, изучение медицинской документации на детей, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование и методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Исследование проводилось в течение 2007-2008 учебного года. В исследовании участвовало десять детей 10-12 лет из ДЮСШ №2 Центрального района г. Барнаула.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 таблиц и 9 рисунков.
- Проблема отбора в спортивные секции по волейболу
- Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
- Роль психофизического развития в подготовке юных волейболистов
- Методы и организация экспериментальной работы
- Экспериментальное исследование по отбору и подготовке юных волейболистов
- Оценка эффективности методики отбора детей в спортивные секции волейбола